Под портфолио понимается
«Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая
документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет
совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
Портфолио педагога – это
способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это
комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию
его собственной деятельности.
Портфолио педагога -
индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные
достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения,
воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы
образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает
интеграцию количественной и качественной оценок.
Портфолио - это набор материалов,
демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной
деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный
для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио - индивидуальная папка
в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за
определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Портфолио позволяет учитывать
результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной.
Основная цель портфолио –
оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности,
отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование
формированию навыков рефлексии (самооценки).
Несмотря на различные подходы
в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные
достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах
деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и
помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять
активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Поскольку указанные
особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной
направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как
форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно
портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность
педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период
«прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем
аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от
его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от
рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы
саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому
сообществу.
Таким образом,
Регулярное и системное
заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет
хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления
и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в
период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной
деятельности.
Рекомендации по составлению
портфолио.
1. Начинается портфолио с
титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название
муниципального образовательного учреждения.
2. При составлении портфолио
учитывается принцип структурированности и логичности:
собранные материалы
разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются;
в портфолио включается
страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера
страниц.
3. Распределите материалы
Вашего портфолио на разделы.
Методический.
Публикации
Отзывы
Сертификаты индивидуальных
достижений
Результаты работы
4. В портфолио вкладываются
документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых
педагог написал в аттестационном заявлении.
Требования к оформлению
"Портфеля”.
• систематичность и
регулярность самомониторинга,
• структуризация материалов,
логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
• аккуратность и эстетичность
оформления;
• целостность, тематическая
завершенность представленных материалов;
Варианты структуры портфолио.
Структура методического портфеля
может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя.
Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи,
объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и
достижения более высоких результатов.
Методический портфель может
быть представлен файловой папкой.
Вариант 1.
Методический раздел
Публикации
Отзывы
Сертификаты индивидуальных
достижений
Результаты работы
Методический раздел – это
результаты работы над методической темой (темой по самообразованию).
В раздел «Публикации» войдут
статьи, тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, на
заседаниях городского методического объединения, педагогического совета ДОУ.
Материалы раздела «Отзывы»
представляются в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных
писем и прочее, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями,
учениками.
Раздел «Сертификаты
индивидуальных достижений» - это наиболее значимые сертификаты, удостоверения
курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных
конкурсов, соревнований, гранты и т.д.
Раздел «Результаты работы» -
это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий;
разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А
также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д.
Вариант 2.
• титульная страница (Ф.И.О.
педагога, должность, место работы);
• общие сведения о педагоге
(дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж,
квалификационный разряд, награды);
• комментарий к "Портфелю”.
• содержание портфеля
o документы,
o творческое досье,
o диагностика успешности
учителя,
o отзывы;
Комментарий к "Портфелю”
должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его
деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть
представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого
параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
Документы. В этом разделе
находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения
(сертификаты, дипломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.)
Творческое досье представляет
собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ
педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ;
основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях,
конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации,
карта творческого роста и др.
Примерное содержание раздела:
• тема самообразования и
этапы ее исследования;
• курсы повышения
квалификации;
• исследовательские работы и
рефераты;
• проектные работы;
• творческие работы (доклады,
сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
• авторские программы,
методики;
Диагностика успешности
педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:
• личности педагога;
• педагогической
деятельности;
• педагогического общения;
• качества образовательного
процесса (анализ работы за 3 года:
результаты диагностики
учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным
вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.)
Отзывы включают в себя
характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные
администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности
педагога:
• отзыв о творческой работе,
выступлении на научно-практических конференциях, педагогических
чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
• рецензия на статью;
• методический бюллетень о
проведенных открытых уроках;
• резюме, подготовленное
педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений. |