Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимым его условием становится создание развивающего пространства. В повседневную образовательную практику широко внедрена педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы и приемы эффективного обучения.
Проведение
многопрофильных фестивалей в последние десять лет прочно вошло в повседневный
обиход современной жизни общества. Возрождение фестиваля с подчеркнуто
праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждое мероприятие
уникальным событием, выходящим за рамки привычной педагогической практики,
отвечало новой общественной потребности в обновлении образования. Фестиваль в нашем ДОУ
функционирует как систематически повторяемая культурная акция. Как правило, это
культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам,
соподчинены годовым задачам детского сада, а также запросам родителей,
потребностям и возможностям детей. В культурных практиках современного общества
можно встретить еще одну форму фестиваля - единовременной культурной акции. Это
фестивальные проекты. Проведение фестивальных
проектов в немалой степени способствует поддержанию культурного пространства
ДОУ и создаёт условия для плодотворного профессионального общения педагогов,
тесного сотрудничества с родителями.
Художественную концепцию
имеет каждый фестивальный проект. Она представляет собой модель устойчивой,
систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на
определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного
фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех
многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже
существующих форм и направлений жизни детского сада.
Художественная концепция
реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого
фестиваля. Тематическая направленность является гибким инструментом
репертуарной политики каждого фестиваля. Тематическая направленность фестиваля
позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями,
семинарами, конференциями, творческими лабораториями и т. п., что способствует
расширению и укреплению связей между детскими садами, между педагогами и
родителями и др.. Основная задача
фестивального проекта ДОУ - внести свежую струю в культурную и познавательную
жизнь детского сада, создать максимально широкое поле притяжения как для
профессионалов в области музыкального развития дошкольников, так и для рядовых
зрителей и слушателей; развить творческий потенциал личности ребенка, объединив
усилия субъектов педагогического процесса на основе личностно-ориентированного подхода. Данная форма работы
достаточно трудоемка и требует четкой методической организации, но в тоже время
многогранна для проявления талантов, одаренностей и способностей дошкольников
во всем многообразии детских деятельностей: музыкальной, коммуникативной,
спортивной, литературной, познавательно-исследовательской и др. Основные черты фестиваля:
грандиозный размах, широкое привлечение участников, вовлечение зрителя в
театрализованное действие. Особенность фестиваля в том,
что здесь организационные и творческие аспекты находятся в тесной взаимосвязи.
Ведущая роль, безусловно, принадлежит творческому процессу, эффективность
которого определяется уровнем профессионального мастерства. Но не следует
забывать о внимании к организационным вопросам. На фестивалях идет не просто
широкое социальное общение, а социальное общение, художественно оформленное.
Фестиваль означает такую организацию досуга масс, которая, в отличие от
зрелища, основывается не только на восприятии, но и на активном действии. Быть
на фестивале - значит, участвовать в нем, участвовать в том массовом действии,
которое основывается на сопереживании и совместном действии коллектива. С точки
зрения организации фестиваль всегда представляет собой соединение различных
занятий, заключенных в единовременные рамки. Его педагогическая ценность
определяется тем, что это гибкая динамичная воспитательная система, позволяющая
удовлетворить одновременно несколько различных уровней досуга людей. В целом
это мероприятие можно считать большим достижением в деле приближения искусства
к детям, вовлечение детей и родителей в активный культурный отдых. Фестивалю
присуще следующее: большое количество исполнителей, представляющих как
самодеятельное, так и профессиональное искусство всех институтов Земли,
обуславливая многожанровость представлений и празднеств, поиски выразительных
форм воплощения.
Сочетая
различные виды искусства, фестивальный проект оказывает большое влияние на
чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку
через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже
чувствовать...». Подготовка
и его проведение служит нравственному воспитанию детей: они объединяются общими
переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; участие в фестивале
формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая
песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях.
Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует
умственному развитию. Программа фестиваля гармонически сочетает разные виды
искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении
одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же
время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка.
Традиционное проведение фестивалей в детском саду привело к
складыванию культурного пространства ДОУ, авторитет и общественное признание
которого играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для
артистического обмена и демонстрации лучших достижений. Таким образом, нам
удалось с помощью фестивального проекта создать в ДОУ условия для консолидарности
ресурсов субъектов образовательной деятельности. |