"Сухой дождь" - шелковые ленты спускаются
вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них
можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные
ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.
За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для
аутичных детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств. В работе с тревожными детьми "сухой дождь" можно использовать следующим образом:
«Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется
уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча прячется за лентами сухого дождя.
«Дождь превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в
нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт
невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в
себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы). Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно
уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это
твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность,
почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты
уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой
глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п..
"Игровой парашют"
– это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу
расположены ручки. В парашют можно играть всей группой, а можно – с разновозрастной компанией детей и взрослых. Игры в парашют – не
соревновательные, они учат согласованности действий и умению чувствовать
движения остальных игроков. Парашют даёт ребёнку богатый
спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон
натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под
парашютом. Даже очень
стеснительные дети, которые с трудом играют в общие игры и не торопятся обычно
присоединиться к групповым играм, любят играть с парашютом. Для тихих и
застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного
присоединения к компании детей. Каждый ребёнок
может выбрать свою скорость и свою степень активности. Парашют очень полезен как для
тихих и медлительных детей, так и для активных, в том числе и для гиперактивных
детей, поскольку игры с парашютом дают возможность как растормошить тихих
детей, так и утихомирить особо шустрых.
Море и волны
Эта игра подходит для любого
возраста, она помогает как активизировать группу, так и успокоить.
Спокойной ночи
Можно использовать
пространство под парашютом для расслабления – дети заходят под парашют, и там
ложатся спать – а взрослые плавно машут над ними парашютом и говорят тихо и
спокойно.
Заходите в домик, ложитесь
спать,
Пусть вам приснятся хорошие
сны,
Ложитесь поудобнее,
закрывайте глазки.
А теперь ночь, все спят.
Вот и утро настало,
Уже солнышко встало,
Поднимайтесь,
Просыпайтесь!
Вставайте, делайте зарядку,
Умывайтесь и идите гулять!
Грибок
Все держатся за ручки
парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская
ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех: "Дует-дует ветерок, заходите под грибок!"
Сюрприз «Храбрец» Данное
пособие изготовлено с целью развития смелости, решительности дошкольников,
также снятия эмоционального напряжения, своеобразной разрядки. Оно находится в
коридоре, по которому дети идут на занятия в физкультурный зал, музыкальный или
бассейн. Проходя по коридору после занятия, ребята могут немного поиграть
(иногда в качестве поощрения).
Здесь ребёнок находится в ситуации
выбора, его никто не заставляет
выбирать, он сам делает выбор, с какой стороны достать сюрприз: с яркой, доброй
или же с опасной, неожиданной. Со временем даже нерешительные дети достают
сюрприз из опасной стороны. Детям нравится сама ситуация выбора, которая сразу
заинтересовывает. Таким образом, происходит переключение, например, с агрессии,
каприза, плача, на интересную и увлекательную игру, где ребёнок сталкивается с
чем-то неизвестным, неожиданным, захватывающим, даже пугающим.
|