Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель.
..."Вот почему я созвал всех своих воспитателей и сказал им:
- Ваш долг не убить человека в маленьких людях, не
превратить их в муравьев, обрекая на жизнь в муравейнике. Меня не заботит,
насколько будет доволен человек. Меня заботит, сколько будет в нем
человеческого. Не моя забота – счастье людей. Кто из них будет счастлив – вот
что меня заботит. А довольство сытых возле кормушки – скотское довольство – мне
не интересно.
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота,
обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их
приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и
дальше идет тот. Кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к
познанию – вот главное мерило.
Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в
человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску.
Научите их почтению, потому что насмехаться любят циники,
для них не существует целостной картины.
Боритесь против жадности к вещам. Они станут людьми, если вы
научите их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он
закостеневает.
Научите их размышлению и молитве, благодаря им расширяется
душа. Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к
самому себе – противоположность любви.
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают
человеку и, на первый взгляд, в помощь царству. Но силу рождает только
верность. Нельзя быть верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет
верности в том, кто способен предать того, с кем вместе трудится. Мне нужно
сильное царство, и я не собираюсь основывать его мощь на человеческом отребье.
Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело – это путь.
Не учите их, что главное – прощение и милосердие. Плохо
понятые, обе эти добродетели обернутся потаканием нечисти и гниению. Научите их
благому сотрудничеству – общему делу, где каждый в помощь благодаря другому"...
Сухомлинский В. А.
Руссо Ж.-Ж.
Знаете ли, какой самый верный
способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в
чем отказа. - Воспитание человека начинается с
его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт
предшествует обучению.
Много рассуждают о качествах
хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него,— а оно
предполагает и много других,— это не быть человеком продажным. - Один только урок нравственности
годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать
никому зла.
- Дайте детству созреть в детстве.
- Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Горький М.
Дети — это завтрашние судьи наши,
это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую
работу строительства новых форм жизни. - Любить детей — это и курица
умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее
таланта и широкого знания жизни.
Ш. А. Амонашвили
Если хочешь воспитать в детях
смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность
как личную черту, вселить в них радость сотворчество, то создавай такие
условия, что вы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им
возможность почувствовать себя в нем властелинами. - Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом.
- Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое
тепло, быдь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания
не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь, в их душах и
сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками
нравственного становления для каждого твоего воспитанника.
Кант Иммануил
Мишель де Монтень
Толстой Лев Николаевич
Лууле Виилма.
Ребенок, пребывающий под прессом
страха, лицемерен, и его протест перерастает из ожесточения в злобу.
Одновременно навсегда утрачивается его чувство собственного достоинства. - Человек рождается на свет для
того, чтобы учиться. У человеческого духа нет иной цели.
Следующее поколение всегда должно
идти вперед.
|