Меню сайтаКатегории разделаПоискАрхив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Каждому овощу своё время, или об опасности раннего интеллектуального развития В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним
интеллектуальным развитием своих чад. Ещё в 70-х годах появилась американская
методика обучения чтению полугодовалых малюток. Но до сих пор остаётся неясным
вопрос: как проверить, что малыш научился читать?. Это до сих пор остаётся
загадкой. Вероятно, ему называют слово, а он тянет руку к карточке, на которой
оно написано? Как бы там ни было, эффективность тех или иных методов и подходов
определяется по результатам. Каковы же
результаты подобных экспериментов? Может, и у нас, и на Западе, где эта
тенденция появилась ещё раньше, выросло поколение гениев или, если не гениев,
то хотя бы крупных интеллектуалов? Нет, не похоже. Читают дети всё меньше и меньше,
преподаватели школ жалуются, что с каждым годом общий интеллектуальный уровень
детей заметно снижается. Психологи
бьют тревогу: множество дошкольников НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ШКОЛУ! По некоторым данным
– до 50 %! Раньше дети, наоборот, мечтали о школе, потому, что это был важный
рубеж взросления. Конечно, потом многих постигало разочарование, и в среднюю
школу уже не так рвались, как в начальную.
Но в первый класс дети шли как на праздник. Ещё бы! Ведь они становились
«большими» и уже могли сверху вниз взирать на детсадовскую «малышню», с которой
ещё весной играли на равных. Почему
происходит такой откат, многим, наверное, понятно. Раньше школа действительно
являлась новой ступенькой. У них начиналась новая жизнь. В школе всё обстояло
по-другому, не так, как в детском саду. Причём различия были самые что ни на
есть существенные для этого возраста. В школе никто не спал, не играл, не
гулял, а УЧИЛСЯ. Конечно, в подготовительной группе детского сада тоже
устраивались занятия, но они воспринимались ребятишками скорее как репетиция,
«игра в школу». И самое главное, в саду не задавали уроков и не ставили оценок.
То есть мера ответственности ребёнка за свою учёбу была в саду минимальной, а
при переходе в первый класс резко возрастала. Что, собственно, и порождало
вполне справедливые представления о том, что школьник – человек взрослый. Да одна
покупка ранца с множеством школьных принадлежностей чего стоила! Теперь же
ранцем первоклашку не потрясёшь, потому что он привык носить его на занятия по
подготовке к школе. Никакой особой разницы при поступлении в школу дети не
чувствуют, никаких взрослых «привилегий» не получают. Только нагрузка
увеличивается, а к этому-то ребята как раз оказываются не готовы. Нельзя перескакивать через ступеньки Любой
психолог знает, что ребёнок в своём развитии проходит разные этапы или стадии.
Сперва его мышление бывает наглядно-действенным: осваивая мир, он воспринимает
его через те или иные действия. Например, тарелка – это то, из чего едят суп
или кашу. Примерно к двум годам появляется наглядно-образное мышление: взяв
палочку, малыш уже может представить себе, что это ложка, и совершать ею нужные
действия: кормить куклу и т.д. И в два, и в три года детское мышление ещё очень
конкретно, абстрактные категории становятся доступными позже. Начатки
логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного
периода, а окончательно этот тип мышления формируется в подростковом возрасте. Если же
раньше пытаться развить то, до чего ребёнок ещё объективно не дорос, происходят
серьёзные деформации. Когда речь идёт о физическом здоровье, это более или
менее понятно. Никакой здравомыслящий родитель, как бы ему ни хотелось
вырастить ребёнка настоящим мужчиной, не будет навьючивать на дошколёнка мешок
с картошкой, прекрасно понимая, что бедняга надорвётся. Но, когда речь идёт о
вещах нематериальных, которые нельзя увидеть или пощупать, здравомыслие порой
нам отказывает. «Преждевременная
интеллектуальная тренировка ведёт к перенапряжению структур мозга, - утверждает
детский психолог Галина Вячеславовна Козловская. – Это чрезмерная нагрузка на
левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребёнка
возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают
ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо
развиваться». То есть
цель вырастить интеллектуала, ради которой ребёнка зачастую лишают детства,
достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались
развить, в результате не разовьётся даже до нормального уровня. Именно это и
наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что вроде бы эрудированные,
натасканные школьники неспособны к обобщениям, мыслят шаблонно. Гибкость
мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются
за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку
действительно бывает не под силу (и то
обычно при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых
представлений. Но это
достаточно отдалённые последствия, которые проявятся лишь в подростково
-юношеском возрасте. А какие изменения заметны раньше? Дети не умеют играть Ребёнок не умеет играть. Ещё недавно это казалось странным.
Как?! Неужели кого-то надо учить? Да такого быть не может, ведь игра –
неотъемлемая часть детской жизни. И действительно, раньше отсутствие интереса к
играм встречалось только у детей с очень серьёзными повреждениями психики. Теперь же
родители всё чаще жалуются на то, что вроде бы совершенно нормальные сыновья и
дочки не интересуются игрушками и не умеют играть даже в простейшие ролевые
игры (типа «дочки-матери», «доктора»). И очень часто оказывается, что этих
ребятишек с раннего возраста усиленно развивали в интеллектуальном плане.
Кое-кто (особенно папы) даже радуется, что ребёнок «не бьёт баклуши, а
занимается делом»: решает математические задачки, с четырёх лет самостоятельно
читает, метит в юные гроссмейстеры. И родителям удобно: взял готовое пособие,
выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо ломать голову, изобретая
сюжеты для игр, которые, вдобавок, кажутся многим взрослым бессмысленными и
скучными. Но игра –
важнейшая сфера деятельности ребёнка. Самая, наверное, важная, ведь в игре он
познаёт мир, примеряет на себя различные, в том числе «взрослые» роли, учится
общению, постигает оттенки чувств. И, если в этой сфере пробел, эмоциональное
развитие ребёнка затормаживается, а личность деформируется. Не хочу учиться – хочу развлекаться! В дошкольном возрасте надо прежде всего заботиться об
эмоциональном благополучии малышей. Остальное – второстепенно. «Главное, -
утверждают психиатры, - дать детям набегаться, наиграться, почувствовать тепло
и заботу матери». Скажем, в приюте дети могут находиться в прекрасных
материальных условиях и заниматься с хорошими педагогами, но без матерей они
всё равно развиваются плохо. Когда же мама нацелена, в первую очередь, на
интеллектуальное развитие малыша, она нередко ставит его в эмоционально тяжёлую
ситуацию. Допустим, он хуже других ребят справляется с заданиями, а она
начинает его сравнивать, стыдить, сердиться. Или другой пример. Ребёнок повышенно утомляем, раним,
чувствителен. Высидеть на уроке, пусть даже длящемся всего двадцать минут, для
него тяжело. В группе детишек он чувствует себя неуютно. Вернувшись из студии
развития домой, малыш хочет отрешиться от неприятных переживаний, отдохнуть,
поиграть. А его заставляют выполнять домашнее задание. Он сопротивляется,
впадает в агрессию. Годам к семи у ребёнка уже может выработаться стойкое
отвращение ко всему, что так или иначе связано со школой. А отношения с мамой
серьёзно разладятся. Лучше детям дать наиграться вовремя. Тем более, что те же
самые начатки счёта или чтения они гораздо
быстрее усвоят (конечно, не в полгода и не в год, а когда сами дозреют
до этой потребности!) в ролевой игре «в школу», обучая кукол или плюшевых
медведей. Как усваивали подобные премудрости предыдущие поколения, подарившие
миру столько изобретений и научных открытий, да и пишущие обычно куда грамотней
современных выпускников, хотя практически никто из них в пять лет читать ещё не умел, а о раннем
интеллектуальном развитии тогда никто не слышал.
|