Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каждому овощу своё время,
или об опасности раннего интеллектуального развития
 
           В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием своих чад. Ещё в 70-х годах появилась американская методика обучения чтению полугодовалых малюток. Но до сих пор остаётся неясным вопрос: как проверить, что малыш научился читать?. Это до сих пор остаётся загадкой. Вероятно, ему называют слово, а он тянет руку к карточке, на которой оно написано? Как бы там ни было, эффективность тех или иных методов и подходов определяется по результатам.  Каковы же результаты подобных экспериментов? Может, и у нас, и на Западе, где эта тенденция появилась ещё раньше, выросло поколение гениев или, если не гениев, то хотя бы крупных интеллектуалов? Нет, не похоже.  Читают дети всё меньше и меньше, преподаватели школ жалуются, что с каждым годом общий интеллектуальный уровень детей заметно снижается.
           
         Психологи бьют тревогу: множество дошкольников НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ШКОЛУ! По некоторым данным – до 50 %! Раньше дети, наоборот, мечтали о школе, потому, что это был важный рубеж взросления. Конечно, потом многих постигало разочарование, и в среднюю школу уже не так рвались, как в начальную.  Но в первый класс дети шли как на праздник. Ещё бы! Ведь они становились «большими» и уже могли сверху вниз взирать на детсадовскую «малышню», с которой ещё весной играли на равных.
           
         Почему происходит такой откат, многим, наверное, понятно. Раньше школа действительно являлась новой ступенькой. У них начиналась новая жизнь. В школе всё обстояло по-другому, не так, как в детском саду. Причём различия были самые что ни на есть существенные для этого возраста. В школе никто не спал, не играл, не гулял, а УЧИЛСЯ. Конечно, в подготовительной группе детского сада тоже устраивались занятия, но они воспринимались ребятишками скорее как репетиция, «игра в школу». И самое главное, в саду не задавали уроков и не ставили оценок. То есть мера ответственности ребёнка за свою учёбу была в саду минимальной, а при переходе в первый класс резко возрастала. Что, собственно, и порождало вполне справедливые представления о том, что школьник – человек взрослый.
          
         Да одна покупка ранца с множеством школьных принадлежностей чего стоила! Теперь же ранцем первоклашку не потрясёшь, потому что он привык носить его на занятия по подготовке к школе. Никакой особой разницы при поступлении в школу дети не чувствуют, никаких взрослых «привилегий» не получают. Только нагрузка увеличивается, а к этому-то ребята как раз оказываются не готовы.
 
Нельзя перескакивать через ступеньки

            Любой психолог знает, что ребёнок в своём развитии проходит разные этапы или стадии. Сперва его мышление бывает наглядно-действенным: осваивая мир, он воспринимает его через те или иные действия. Например, тарелка – это то, из чего едят суп или кашу. Примерно к двум годам появляется наглядно-образное мышление: взяв палочку, малыш уже может представить себе, что это ложка, и совершать ею нужные действия: кормить куклу и т.д. И в два, и в три года детское мышление ещё очень конкретно, абстрактные категории становятся доступными позже. Начатки логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного периода, а окончательно этот тип мышления формируется в подростковом возрасте.
            Если же раньше пытаться развить то, до чего ребёнок ещё объективно не дорос, происходят серьёзные деформации. Когда речь идёт о физическом здоровье, это более или менее понятно. Никакой здравомыслящий родитель, как бы ему ни хотелось вырастить ребёнка настоящим мужчиной, не будет навьючивать на дошколёнка мешок с картошкой, прекрасно понимая, что бедняга надорвётся. Но, когда речь идёт о вещах нематериальных, которые нельзя увидеть или пощупать, здравомыслие порой нам отказывает.
            «Преждевременная интеллектуальная тренировка ведёт к перенапряжению структур мозга, - утверждает детский психолог Галина Вячеславовна Козловская. – Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребёнка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться».
            То есть цель вырастить интеллектуала, ради которой ребёнка зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались развить, в результате не разовьётся даже до нормального уровня. Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что вроде бы эрудированные, натасканные школьники неспособны к обобщениям, мыслят шаблонно.
            Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу  (и то обычно при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых представлений.
            Но это достаточно отдалённые последствия, которые проявятся лишь в подростково -юношеском возрасте. А какие изменения заметны раньше?
 
Дети не умеют играть
           Ребёнок не умеет играть. Ещё недавно это казалось странным. Как?! Неужели кого-то надо учить? Да такого быть не может, ведь игра – неотъемлемая часть детской жизни. И действительно, раньше отсутствие интереса к играм встречалось только у детей с очень серьёзными повреждениями психики.
            Теперь же родители всё чаще жалуются на то, что вроде бы совершенно нормальные сыновья и дочки не интересуются игрушками и не умеют играть даже в простейшие ролевые игры (типа «дочки-матери», «доктора»). И очень часто оказывается, что этих ребятишек с раннего возраста усиленно развивали в интеллектуальном плане. Кое-кто (особенно папы) даже радуется, что ребёнок «не бьёт баклуши, а занимается делом»: решает математические задачки, с четырёх лет самостоятельно читает, метит в юные гроссмейстеры. И родителям удобно: взял готовое пособие, выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо ломать голову, изобретая сюжеты для игр, которые, вдобавок, кажутся многим взрослым бессмысленными и скучными.
            Но игра – важнейшая сфера деятельности ребёнка. Самая, наверное, важная, ведь в игре он познаёт мир, примеряет на себя различные, в том числе «взрослые» роли, учится общению, постигает оттенки чувств. И, если в этой сфере пробел, эмоциональное развитие ребёнка затормаживается, а личность деформируется.
 
Не хочу учиться – хочу развлекаться! 
             В дошкольном возрасте надо прежде всего заботиться об эмоциональном благополучии малышей. Остальное – второстепенно. «Главное, - утверждают психиатры, - дать детям набегаться, наиграться, почувствовать тепло и заботу матери». Скажем, в приюте дети могут находиться в прекрасных материальных условиях и заниматься с хорошими педагогами, но без матерей они всё равно развиваются плохо. 
            Когда же мама нацелена, в первую очередь, на интеллектуальное развитие малыша, она нередко ставит его в эмоционально тяжёлую ситуацию. Допустим, он хуже других ребят справляется с заданиями, а она начинает его сравнивать, стыдить, сердиться.
              Или другой пример. Ребёнок повышенно утомляем, раним, чувствителен. Высидеть на уроке, пусть даже длящемся всего двадцать минут, для него тяжело. В группе детишек он чувствует себя неуютно. Вернувшись из студии развития домой, малыш хочет отрешиться от неприятных переживаний, отдохнуть, поиграть. А его заставляют выполнять домашнее задание. Он сопротивляется, впадает в агрессию. Годам к семи у ребёнка уже может выработаться стойкое отвращение ко всему, что так или иначе связано со школой. А отношения с мамой серьёзно разладятся.
          Лучше детям дать наиграться вовремя. Тем более, что те же самые начатки счёта или чтения они гораздо  быстрее усвоят (конечно, не в полгода и не в год, а когда сами дозреют до этой потребности!) в ролевой игре «в школу», обучая кукол или плюшевых медведей. Как усваивали подобные премудрости предыдущие поколения, подарившие миру столько изобретений и научных открытий, да и пишущие обычно куда грамотней современных выпускников, хотя практически никто из них  в пять лет читать ещё не умел, а о раннем интеллектуальном развитии тогда никто не слышал.