Меню сайтаКатегории разделаПоискАрхив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Развитие музыкальных способностей дошкольника Детство является периодом
наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных
способностей. И чем раньше мы откроем дверь в прекрасный мир музыки, тем лучше.
Важным является вопрос о
природе музыкальных способностей: являются ли они врождёнными или развиваются
под воздействием внешних факторов – образования, среды. Результаты исследования музыкальных
способностей свидетельствуют о том, что музыкальность свойственна всем. Хотя,
конечно существует генетическая предрасположенность. В тех музыкальных семьях, где любовь к музыке
передаётся из поколения в поколение гарантия появления одарённого ребёнка
составляет 84 – 86%. Согласно исследованиям общая
длительность периода музыкального развития ребёнка составляет примерно от 2 –
2,2 до 11 – 13 лет. Начало связывают с формированием речевой функции, окончание
совпадает с окостенением кисти и формированием системы психомоторной
саморегуляции. Развитие музыкальных
способностей сказывается и на общем уровне развитии ребёнка. Под влиянием
обучения музыки дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными,
лучше координированными, свободно владеющими речью. Музыкальность ребёнка
определяется семи показателями: Познавательные музыкальные
способности: Сенсорные: -мелодический слух, -тембровый слух, -динамический слух, -чувство ритма, Общие интеллектуальные
музыкальные способности: - музыкальное мышление и
воображение, -музыкальная память. Для того,чтобы воспроизвести
мелодии по слуху, нужно: 1)
запомнить
мелодию; 2)
осознать
направление и направление движения мелодии; 3)
Представить
ритмический рисунок мелодии и т.д. Главная задача в развитии
музыкальных способностей – воспитать интерес, потребность и желание проявить
себя в разных видах музыкальной деятельности. Для этого необходимо предоставить
дошкольнику возможность попробовать свои силы в пении, движении, музицировании. Итак, какие
виды деятельности помогают развитию музыкальных способностей? На занятиях создаётся особая
атмосфера погружения в прекрасный мир музыки. По программе «Музыкальные шедевры» О.П.
Радыновой мы слушаем музыку русских
и зарубежных классиков. Сопереживаем, разбираем содержание и форму музыкальных произведений.
Знакомимся с творчеством и биографией композиторов. Слушаем звучание музыкальных
инструментов народного и симфонического оркестра. Учимся сравнивать их и узнавать. Это один из сложнейших видов
музыкальной деятельности. Не каждому взрослому дано умение вслушиваться в тончайшие узоры музыкальных
тем, понимать их содержание, анализировать, сопоставлять и рассуждать об этом. Вторым видом деятельности, одним из самых любимых
детьми можно считать – Исполнительство. То есть исполнение, воспроизведение музыки на каком либо музыкальном
инструменте. Это вид деятельности имеет «подвиды» в зависимости от способа
исполнения. ПЕРВЫЙ
- пение, то есть вокальное
исполнение. (голос доступный «музыкальный инструмент») Песни, благодаря тексту,
более доступны детям по содержанию, чем другой любой музыкальный жанр. С
помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Но это реально только при
условии владения голосом. Владение певческим голосом – результат специальной и
очень тонкой работы по его постановке. Некоторые думают, что мы на
музыкальных занятиях только поём и
разучиваем песни. Это мнение ошибочно. В процессе работы над постановкой
голоса и разучивания песен используется
множество упражнений для музыкального развития слуха и голоса, включающих: 1.Различие направления
движения мелодии (восходящее или нисходящее) 2.Различие соотношения звуков
по высоте в их ладовой взаимосвязи; 3. Выполнение заданий на
различие регистров; 4. Воспроизведение мелодии по
слуху (в процессе пения или игры на детских музыкальных инструментах) 5. Различие на слух мажорного
и минорного лада. 6. Работа над артикуляцией и
дикцией. 7. Различие темпа и динамики. 8. Выполнение ритмических
заданий. 9. Работа над эмоциями,
мимикой и артикуляцией. а) основные движения – все
виды шага, бега и прыжков; б) поставленные педагогом
музыкально – образные этюды; в) постановка танцевальных
композиций; г) творческие этюды; ТРЕТИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Импровизация небольшой песенки,
танцевально игровое творчество, сочинение несложного мотива и исполнение на
музыкальном инструменте, выражение в движении музыкального образа после
прослушивания произведения – это и есть
музыкально – творческая деятельность. Раннее проявление музыкальных
способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно
раньше. Успешность и музыкальное
развитие ребёнка зависит от общекультурного и музыкального уровня в семье, от
их педагогических знаний, желания увлечь ребёнка музыкой, сформировать у него
потребность в ней! Важно с самого раннего
возраста привлекать их внимание к окружающей звуковой среде – шум дождя, журчанию
ручья, голоса животных, пению колыбельных песен. Посещение музыкальных
спектаклей, концертов, органного зала, Филармонии, слушание церковного пения,
прослушивание в свободное время музыкальных сказок, классической музыки –
обогащают духовный мир ребёнка и развивают его. Активная позиция семьи в
воспитании творческих и музыкальных способностей ребёнка даст благотворный и
позитивный результат в раскрытии его
талантов. Желаю вам творческих успехов! Сомова Вера
Геннадьевна Музыкальный руководитель МДОУ 202 |