Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие музыкальных способностей дошкольника

 Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. И чем раньше мы откроем дверь в прекрасный мир музыки, тем лучше.
Важным является вопрос о природе музыкальных способностей: являются ли они врождёнными или развиваются под воздействием внешних факторов – образования, среды.
Результаты исследования музыкальных способностей свидетельствуют о том, что музыкальность свойственна всем. Хотя, конечно существует генетическая предрасположенность.  В тех музыкальных семьях, где любовь к музыке передаётся из поколения в поколение   гарантия появления одарённого ребёнка составляет 84 – 86%.
Согласно исследованиям общая длительность периода музыкального развития ребёнка составляет примерно от 2 – 2,2 до 11 – 13 лет. Начало связывают с формированием речевой функции, окончание совпадает с окостенением кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции.
Развитие музыкальных способностей сказывается и на общем уровне развитии ребёнка. Под влиянием обучения музыки дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, лучше координированными, свободно владеющими речью.

Музыкальность ребёнка определяется семи показателями:
Познавательные музыкальные способности:
Сенсорные:
-мелодический слух,
-тембровый слух,
-динамический слух,
-чувство ритма,
Общие интеллектуальные музыкальные  способности:
- музыкальное мышление и воображение,
-музыкальная память.
Для того,чтобы воспроизвести мелодии по слуху, нужно:
1)    запомнить мелодию;
2)    осознать направление и направление движения мелодии;
3)    Представить ритмический рисунок мелодии и т.д.
Главная задача в развитии музыкальных способностей – воспитать интерес, потребность и желание проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Для этого необходимо предоставить дошкольнику возможность попробовать свои силы в пении, движении,
музицировании. Итак, какие виды деятельности помогают развитию музыкальных способностей?
 
 Основной вид деятельности – восприятие музыки (слушание)
На занятиях создаётся особая атмосфера погружения в прекрасный мир музыки. По  программе «Музыкальные шедевры»  О.П.   Радыновой  мы слушаем музыку русских и зарубежных классиков. Сопереживаем, разбираем содержание и форму музыкальных произведений. Знакомимся с творчеством и биографией композиторов.
Слушаем звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра.
Учимся сравнивать их и узнавать.
Это один из сложнейших видов музыкальной деятельности. Не каждому взрослому дано умение  вслушиваться в тончайшие узоры музыкальных тем, понимать их содержание, анализировать, сопоставлять и рассуждать об этом.
Вторым видом деятельности, одним из самых любимых детьми можно считать –
Исполнительство. То есть исполнение, воспроизведение музыки на каком либо музыкальном инструменте. Это вид деятельности имеет «подвиды» в зависимости от способа исполнения.
 ПЕРВЫЙ -  пение, то есть вокальное исполнение.
 (голос доступный «музыкальный инструмент»)
Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем другой любой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать.
Но это реально только при условии владения голосом. Владение певческим голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке.
Некоторые думают, что мы на музыкальных  занятиях только поём и разучиваем песни. Это мнение ошибочно.
В процессе работы над постановкой голоса и разучивания песен  используется множество упражнений для музыкального развития слуха и голоса, включающих:
 
1.Различие направления движения мелодии (восходящее или нисходящее)
2.Различие соотношения звуков по высоте в их ладовой взаимосвязи;
3. Выполнение заданий на различие регистров;
4. Воспроизведение мелодии по слуху (в процессе пения или игры на детских музыкальных инструментах)
5. Различие на слух мажорного и минорного лада.
6. Работа над артикуляцией и дикцией.
7. Различие темпа и динамики.
8. Выполнение ритмических заданий.
9. Работа над эмоциями, мимикой и артикуляцией.
 
 ВТОРОЙ ПОДВИД ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА – «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ  ДВИЖЕНИЯ» в этом разделе «Инструментом» является тело, при помощи которого можно выразить музыку. В структуре музыкального движения выделяются три части:
а) основные движения – все виды шага, бега и прыжков;
б) поставленные педагогом музыкально – образные этюды;
в) постановка танцевальных композиций;
г) творческие этюды;
ТРЕТИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Импровизация небольшой песенки, танцевально игровое творчество, сочинение несложного мотива и исполнение на музыкальном инструменте, выражение в движении музыкального образа после прослушивания  произведения – это и есть музыкально – творческая деятельность.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше.
Успешность и музыкальное развитие ребёнка зависит от общекультурного и музыкального уровня в семье, от их педагогических знаний, желания увлечь ребёнка музыкой, сформировать у него потребность в ней!
Важно с самого раннего возраста привлекать их внимание к окружающей звуковой среде – шум дождя, журчанию ручья, голоса животных, пению колыбельных песен. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, органного зала, Филармонии, слушание церковного пения, прослушивание в свободное время музыкальных сказок, классической музыки – обогащают духовный мир ребёнка и развивают его.
Активная позиция семьи в воспитании творческих и музыкальных способностей ребёнка даст благотворный и позитивный результат в раскрытии  его талантов.  Желаю вам творческих успехов!
                                                        
Сомова Вера Геннадьевна
Музыкальный руководитель МДОУ 202