Готовность ребёнка к обучению грамоте
Овладение грамотой
доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого
развития.
Дети, поступающие в
школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и
синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим
недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в
анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с
несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом
овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством
ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от
письма детей с правильной речью.
Самой
распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена
одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена
шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок
является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками
произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень
трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик
упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при
его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить
не может. Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ
(БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко
встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное
искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе
звукового состава речи.
Как учить буквы
Учить названия букв
по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
Складывать буквы из
пальцев.
Строить буквы из
палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из
песка, муки, крупы.
Лепить буквы из
теста, пластилина.
Рисовать буквы в
воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква
У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы
собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать
«сломанные» буквы.
Из одного элемента
составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
Подбирать картинки на
заданную букву.
Раскрашивать большие
буквы.
Обводить буквы по
пунктиру.
Узнавать объемные
буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
Делать буквы из
нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ
слова
Что ты назвал?
/слово/ - обозначаем полоской.
Сколько частей
/слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же
частей.
Назови 1-й слог
(часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови
2-й слог (и т.д.)
Прочитай свое слово.
Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму
Тетрадь должна быть с
полями.
Рисовать только
цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру
руки).
Во время работы
следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
Освещение должно быть
достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то
справа
Развитие слухового
внимания и контроля.
Можно рекомендовать
следующие игры:
Узнай предмет по
звуку.
Возьмите 3-5 звучащих
игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со
звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из
них вы только что играли.
По каждому предмету
постучали палочкой.
Стакан, блюдце,
картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
Кто это?
Взрослый подражает
крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он
подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему
поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который
он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не
имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять
руку, когда услышит слово со звуком "Р".
Определение места
данного звука в слове.
В начале, середине,
конце. Действия те же самые, что и п. 4.
Игра с картинками.
Более сложная форма.
Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в
названии которого есть данный звук.
Когда ребёнок
научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им
правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2
звуков.
Ещё более сложной для
ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по
звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь
также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно
выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.
Разновидность
предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того,
которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам.
Это одна из
завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию
взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь
можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса
движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы
открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть
произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих
дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических
движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции
нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция
связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания
(гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки.
Артикуляционная гимнастика
является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.