Меню сайтаКатегории разделаПоискАрхив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Готовность ребёнка к обучению грамоте Овладение грамотой
доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого
развития. Дети, поступающие в
школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и
синтезу звукового состава речи. Дети с фонематическим
недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в
анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с
несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом
овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством
ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от
письма детей с правильной речью. Самой
распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена
одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена
шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.) Второй группой ошибок
является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы. Детям с недостатками
произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень
трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик
упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при
его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить
не может. Примерные ошибки: МШ (МАША), ПСЫ
(БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК) Еще нередко
встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное
искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе
звукового состава речи. Как учить буквы Учить названия букв
по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М». Складывать буквы из
пальцев. Строить буквы из
палочек, спичек, веточек, конструктора. Высыпать буквы из
песка, муки, крупы. Лепить буквы из
теста, пластилина. Рисовать буквы в
воздухе, на воде, по стеклу. На что похожа буква
У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку). Изображать буквы
собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.). Дописывать
«сломанные» буквы. Из одного элемента
составлять разные буквы (например: Х, А, У, М). Подбирать картинки на
заданную букву. Раскрашивать большие
буквы. Обводить буквы по
пунктиру. Узнавать объемные
буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»). Делать буквы из
нитки, шнурка, проволоки, веревки. Звуко-слоговой анализ
слова Что ты назвал?
/слово/ - обозначаем полоской. Сколько частей
/слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же
частей. Назови 1-й слог
(часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови
2-й слог (и т.д.) Прочитай свое слово.
Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных? Подготовка руки к письму Тетрадь должна быть с
полями. Рисовать только
цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру
руки). Во время работы
следить за осанкой, правильным удержанием карандаша. Освещение должно быть
достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то
справа Развитие слухового
внимания и контроля. Можно рекомендовать
следующие игры: Узнай предмет по
звуку. Возьмите 3-5 звучащих
игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со
звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из
них вы только что играли. По каждому предмету
постучали палочкой. Стакан, блюдце,
картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1 Кто это? Взрослый подражает
крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он
подражает. Внимателен ли ты? Ребёнок по вашему
поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который
он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не
имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять
руку, когда услышит слово со звуком "Р". Определение места
данного звука в слове. В начале, середине,
конце. Действия те же самые, что и п. 4. Игра с картинками. Более сложная форма.
Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в
названии которого есть данный звук. Когда ребёнок
научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им
правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ. Сопоставление 2
звуков. Ещё более сложной для
ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по
звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь
также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно
выделяет два звука из общей массы и различает их между собой. Разновидность
предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того,
которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам. Это одна из
завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию
взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь
можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса
движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы
открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть
произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих
дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических
движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции
нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция
связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания
(гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки. Артикуляционная гимнастика
является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
|