Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Готовность ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
 Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
 Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:
 МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
 Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
 Как учить буквы
 Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
 Складывать буквы из пальцев.
 Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
 Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
 Лепить буквы из теста, пластилина.
 Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
 На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
 Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
 Дописывать «сломанные» буквы.
 Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
 Подбирать картинки на заданную букву.
 Раскрашивать большие буквы.
 Обводить буквы по пунктиру.
 Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
 Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
 Звуко-слоговой анализ слова
 Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
 Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
 Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)
 Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
 Подготовка руки к письму
 Тетрадь должна быть с полями.
 Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
 Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
 Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа
 Развитие слухового внимания и контроля.
 Можно рекомендовать следующие игры:
 Узнай предмет по звуку.
 Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.
 По каждому предмету постучали палочкой.
 Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
 Кто это?
 Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
 Внимателен ли ты?
 Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".
 Определение места данного звука в слове.
 В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п. 4.
 Игра с картинками.
 Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.
 Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
 Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой. 
 Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам.
 Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце.
 
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
 Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
 Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
 Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.