Меню сайтаКатегории разделаПоискАрхив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Формирование навыка правильной осанки Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся
в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает
фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками. Неправильное
положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры,
привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять
позвоночник и т.д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования
органов кровообращения и дыхания, вред здоровью детей. Воспитатель должен
знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи
симметричные слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе,
носки симметрично развернуты наружу, образуют угол примерно 15 - 20º. У дошкольников часто
встречаются те или иные отклонения в положении тела при естественной стойке:
Осанка — это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы. Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении могут возникнуть искривление позвоночника и нарушение дыхания. Вследствие этого может ухудшиться зрение. Осанка формируется до 20 лет в процессе роста и развития человека. У многих детей, особенно в школьные годы, появляются нарушения осанки. Чаще всего они возникают из-за привычки принимать неправильные позы сидя за столом. Как проверить осанку ребенку? Чтобы проверить осанку, надо подойти к стене, прижать к ней
обе лопатки, затылок, ягодицы, икры и пятки. Положите одну руку на шейный
изгиб, а другую — на поясничный изгиб позвоночника. Расстояние между изгибом
позвоночника и стеной должно быть равно ширине ладони. Сидит ли ребенок правильно? Поза при письме считается правильной, если человек сидит
прямо, прислонившись спиной к спинке стула. Плечи должны находиться на одном
уровне, предплечья опираться о стол.
Голову немного наклоните вперед. Тетрадь при письме должна лежать на расстоянии 35—40 см от
глаз. Настольная лампа должна находиться на столе слева от ученика, но
одновременно надо включить, и верхний свет. Левая рука поддерживает и двигает
тетрадь снизу вверх. Поза при чтении такая же, что и при письме: предплечья лежат
на поверхности стола, книгу лучше поставить под наклоном к столу на подставку. Если стол не соответствует росту, ребенок вынужден сидеть
согнувшись. У некоторых детей есть привычка сидеть поджав под себя ноги,
сильно наклонившись в сторону. Это положение может привести к искривлению
позвоночника. Каждый день школьники
идут в школу с портфелями в руках. Портфель с учебниками весит примерно 3 кг,
и, как правило, дети носят его в одной и той же руке. При этом туловище
наклонено в сторону портфеля, голова в противоположную сторону, спина
сутулится. Со временем, из-за постоянно неправильного положения тела, может
развиться искривление позвоночника. Но сейчас многие дети носят ранец на спине. При этом руки
остаются свободными, ранец равномерно давит на плечи, спина прямая, и походка
раскрепощенная. Поэтому у ранца больше преимуществ перед портфелем. Содержание: Воспитатель объясняет и показывает, как нужно
правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч,
груди, живота, ног. Дети принимают правильную стойку, педагог исправляет
недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты
бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо"
принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом. Методические указания: Воспитатель должен знать индивидуальные особенности
естественной стойки каждого ребенка. В правильной стойке дети должны находиться не более 10-15
сек. Одежда воспитателя во время игры – тренировочный костюм. Задания "Найди правильный след", "Как
стоять?", "Встань, как я", "Приседания у стены"
направлены на то, чтобы научить детей стоять на шаблоне с отпечатками стоп и
удерживать тело в правильном положении. В начале необходимо научить детей
находить правильный шаблон постановки стоп и вставать на него точно след в
след. При неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его
отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается
устойчивость, нарушается равновесие. Воспитатель корректирует положение
корпуса, головы, плеч, живота и т.д. В процессе обучения
правильной стойке педагог должен сосредоточить внимание детей на отдельных
положениях, объяснить их характерные особенности. Игра "Держи голову прямо" Подготовка к игре. На расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга по
длине разложить на полу треугольники (вершиной к детям) и мешочки с песком. У
свободной стены поставить две гимнастические скамейки. В центре площадки на
подвижных подставках поставить наклонные доски. Содержание игры: Первый этап. Дети встают у стены, касаясь
ее затылком, лопатками, ягодицами и
пятками. Треугольник следует расположить так, чтобы разворот носков составлял
угол 300. По команде "Разойдись" разбегаются по всему залу. По команде
"По местам" занимают исходное положение у стены, касаясь ее затылком,
лопатками, ягодицами и пятками, на голову кладут мешочек с песком. Второй этап.
По команде "Разойдись" дети под музыку двигаются по всей площадке,
неся на голове мешочки с песком. Через 1,5-2 минуты по команде "По
местам" вновь занимают исходное положение у стены. Третий этап. Дети кладут на место мешочки и по команде
педагога расходятся по площадке, делают под музыку круговые движения и т.д. По
следующему сигналу возвращаются в исходное положение. Методические указания. Замечания воспитателя в основном
направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения
с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если же мешочек упал,
ребенок должен сам поднять его и положить на голову. При ходьбе врассыпную руки
следует держать в стороны, не мешать друг другу. Игра "Держи плечи прямо" Необходимый инвентарь. 3-4 гимнастические скамейки,
гимнастические палки по числу играющих, линолеумовая дорожка с отпечатками
стоп. Подготовка к игре. На различных участках площадки на
расстоянии 1,5-2 метра друг от друга расставить игрушки и предметы. Определить
постоянное место для построения детей и расположить там дорожку с отпечатками
стоп. Две-три гимнастические скамейки поставить в одну линию. Содержание игры. Первый этап. Дети строятся (игрушка может
помочь ребенку запомнить свое место). Воспитатель объясняет и показывает, как
надо держать голову, плечи, грудь и живот при правильной стойке. Сохраняя
правильную осанку, дети под музыку проходят по залу, обходя предметы, лежащие
на полу. Через 20-30 секунд подается команда "По местам". Играющие
быстро занимают свои места. Воспитатель
отмечает ошибки в осанке. Второй этап. Педагог раздает гимнастические палки. Дети
выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса,
живота и спины. После этого вновь выстраиваются на дорожке с отпечатанными
следами стоп, сохраняя правильную осанку. В конце игры дети
ползают на животе по гимнастической скамейке. Методические указания. Воспитатель напоминает детям, как
надо держать плечи, грудь, туловище, ноги. При выполнении упражнений с
гимнастическими палками следит за правильностью исходного положения. Ходьба
врассыпную всегда выполняется под музыку. Игра "Подтяни живот" Необходимый инвентарь. Две дорожки длиной 8-10 м, шириной
120-130 см., мячи (диаметр 20-25см) и скакалки по числу играющих, треугольные
дощечки (угол 300), большая корзина для мячей. Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 1,5-2м
параллельно друг другу разложить на полу две дорожки. По краям дорожек на
расстоянии 100-110 см положить треугольные дощечки и мячи. Остальную часть
площадки оставить свободной. Содержание игры. Встав у треугольных дощечек, дети берут мяч
и вслед за воспитателем выполняют упражнения: Подтянуть живот, положить на него мяч и двумя руками сильно
прижать к себе (глубокий вдох). Опустить руки, ослабить живот (выдох). Прижав мяч животом к стене, выполнить движения: катание мяча
животом вправо-влево, вверх-вниз; наклоны туловища назад, повороты направо,
налево. Закончив комплекс упражнений, дети кладут мячи в корзину.
После этого проводится ходьба и бег по залу (45-50 с.) Завершается занятие
следующими упражнениями: из положения, лежа на спине: согнуть ноги и прижать к животу ("стать
маленьким"), затем, выпрямив их, поднять руки вверх – потянуться
("стать большим"); поочередно сгибать и разгибать правую и левую ногу
("велосипед"); перекатываться с живота на спину и обратно; встав у стены, касаясь ее затылком, лопатками и пятками,
подтянуть живот, поднять грудь (вдох), опустить грудь, ослабить живот (выдох). Методические указания. Следить, чтобы при подтягивании и
втягивании живота дети не сгибались, не опускали плечи, не наклоняли голову
вперед. Легче предупредить нарушения осанки, чем затем исправлять
их!
|