Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Формирование навыка правильной осанки

            Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.
 Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т.д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вред здоровью детей.
Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричные слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуют угол примерно 15 - 20º.

У дошкольников часто встречаются те или иные отклонения в положении тела при естественной стойке:
  • наклон головы (вперед, вправо, влево, вперед-вправо, вперед-влево);
  • асимметричное положение плеч;
  • неправильное положение грудной клетки, живота или спины (выпячивание или вогнутость груди, плоская или круглая спина, выпячивание живота);
  • неправильное положение ног (О- или Х-образное с различным разворотом носков);
  • нарушения в постановке стоп (параллельная со сведенными носками, асимметричная, с выдвижением одной ноги вперед)

Осанка — это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы. Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении могут возникнуть искривление позвоночника и нарушение дыхания. Вследствие этого может ухудшиться зрение. Осанка формируется до 20 лет в процессе роста и развития человека. У многих детей, особенно в школьные годы, появляются нарушения осанки. Чаще всего они возникают из-за привычки принимать неправильные позы сидя за столом.

Как проверить осанку ребенку?
Чтобы проверить осанку, надо подойти к стене, прижать к ней обе лопатки, затылок, ягодицы, икры и пятки. Положите одну руку на шейный изгиб, а другую — на поясничный изгиб позвоночника. Расстояние между изгибом позвоночника и стеной должно быть равно ширине ладони.
 
Сидит ли ребенок правильно?
Поза при письме считается правильной, если человек сидит прямо, прислонившись спиной к спинке стула. Плечи должны находиться на одном уровне, предплечья опираться  о стол. Голову немного наклоните вперед.
Тетрадь при письме должна лежать на расстоянии 35—40 см от глаз. Настольная лампа должна находиться на столе слева от ученика, но одновременно надо включить, и верхний свет. Левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
Поза при чтении такая же, что и при письме: предплечья лежат на поверхности стола, книгу лучше поставить под наклоном к столу на подставку.
Если стол не соответствует росту, ребенок вынужден сидеть согнувшись.
У некоторых детей есть привычка сидеть поджав под себя ноги, сильно наклонившись в сторону. Это положение может привести к искривлению позвоночника.
Каждый  день школьники идут в школу с портфелями в руках. Портфель с учебниками весит примерно 3 кг, и, как правило, дети носят его в одной и той же руке. При этом туловище наклонено в сторону портфеля, голова в противоположную сторону, спина сутулится. Со временем, из-за постоянно неправильного положения тела, может развиться искривление позвоночника.
Но сейчас многие дети носят ранец на спине. При этом руки остаются свободными, ранец равномерно давит на плечи, спина прямая, и походка раскрепощенная. Поэтому у ранца больше преимуществ перед портфелем.

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки существует система игр и упражнений.

 Игра "Встань прямо"
Содержание: Воспитатель объясняет и показывает, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Дети принимают правильную стойку, педагог исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом.
Методические указания:
Воспитатель должен знать индивидуальные особенности естественной стойки каждого ребенка.
В правильной стойке дети должны находиться не более 10-15 сек.
Одежда воспитателя во время игры – тренировочный костюм.
Задания "Найди правильный след", "Как стоять?", "Встань, как я", "Приседания у стены" направлены на то, чтобы научить детей стоять на шаблоне с отпечатками стоп и удерживать тело в правильном положении. В начале необходимо научить детей находить правильный шаблон постановки стоп и вставать на него точно след в след. При неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается устойчивость, нарушается равновесие. Воспитатель корректирует положение корпуса, головы, плеч, живота и т.д.
 В процессе обучения правильной стойке педагог должен сосредоточить внимание детей на отдельных положениях, объяснить их характерные особенности.

Игра "Держи голову прямо"
 Необходимый инвентарь: мешочки с песком размером 10Х10 см., весом 150-200 г. (по счету играющих), две гимнастические скамейки, наклонные доски. Треугольные дощечки для разворота стоп (угол разворота каждой стопы 150, суммарный угол 300).
Подготовка к игре. На расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга по длине разложить на полу треугольники (вершиной к детям) и мешочки с песком. У свободной стены поставить две гимнастические скамейки. В центре площадки на подвижных подставках поставить наклонные доски.
Содержание игры: Первый этап. Дети встают у стены, касаясь ее  затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Треугольник следует расположить так, чтобы разворот носков составлял угол 300. По команде "Разойдись" разбегаются по всему залу. По команде "По местам" занимают исходное положение у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, на голову кладут мешочек с песком. Второй этап. По команде "Разойдись" дети под музыку двигаются по всей площадке, неся на голове мешочки с песком. Через 1,5-2 минуты по команде "По местам" вновь занимают исходное положение у стены.
Третий этап. Дети кладут на место мешочки и по команде педагога расходятся по площадке, делают под музыку круговые движения и т.д. По следующему сигналу возвращаются в исходное положение.
Методические указания. Замечания воспитателя в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если же мешочек упал, ребенок должен сам поднять его и положить на голову. При ходьбе врассыпную руки следует держать в стороны, не мешать друг другу.
 
Игра "Держи плечи прямо"
Необходимый инвентарь. 3-4 гимнастические скамейки, гимнастические палки по числу играющих, линолеумовая дорожка с отпечатками стоп.
Подготовка к игре. На различных участках площадки на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга расставить игрушки и предметы. Определить постоянное место для построения детей и расположить там дорожку с отпечатками стоп. Две-три гимнастические скамейки поставить в одну линию.
Содержание игры. Первый этап. Дети строятся (игрушка может помочь ребенку запомнить свое место). Воспитатель объясняет и показывает, как надо держать голову, плечи, грудь и живот при правильной стойке. Сохраняя правильную осанку, дети под музыку проходят по залу, обходя предметы, лежащие на полу. Через 20-30 секунд подается команда "По местам". Играющие быстро занимают  свои места. Воспитатель отмечает ошибки в осанке.
Второй этап. Педагог раздает гимнастические палки. Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины. После этого вновь выстраиваются на дорожке с отпечатанными следами стоп, сохраняя правильную осанку.
 В конце игры дети ползают на животе по гимнастической скамейке.
Методические указания. Воспитатель напоминает детям, как надо держать плечи, грудь, туловище, ноги. При выполнении упражнений с гимнастическими палками следит за правильностью исходного положения. Ходьба врассыпную всегда выполняется под музыку.

Игра "Подтяни живот"
Необходимый инвентарь. Две дорожки длиной 8-10 м, шириной 120-130 см., мячи (диаметр 20-25см) и скакалки по числу играющих, треугольные дощечки (угол 300), большая корзина для мячей.
Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 1,5-2м параллельно друг другу разложить на полу две дорожки. По краям дорожек на расстоянии 100-110 см положить треугольные дощечки и мячи. Остальную часть площадки оставить свободной.
Содержание игры. Встав у треугольных дощечек, дети берут мяч и вслед за воспитателем выполняют упражнения:
Подтянуть живот, положить на него мяч и двумя руками сильно прижать к себе (глубокий вдох). Опустить руки, ослабить живот (выдох).
Прижав мяч животом к стене, выполнить движения: катание мяча животом вправо-влево, вверх-вниз; наклоны туловища назад, повороты направо, налево.
Закончив комплекс упражнений, дети кладут мячи в корзину. После этого проводится ходьба и бег по залу (45-50 с.)
Завершается занятие следующими упражнениями:
из положения, лежа на спине:
согнуть ноги и прижать к животу ("стать маленьким"), затем, выпрямив их, поднять руки вверх – потянуться ("стать большим");
поочередно сгибать и разгибать правую и левую ногу ("велосипед");
перекатываться с живота на спину и обратно;
встав у стены, касаясь ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот, поднять грудь (вдох), опустить грудь, ослабить живот (выдох).
Методические указания. Следить, чтобы при подтягивании и втягивании живота дети не сгибались, не опускали плечи, не наклоняли голову вперед.
 
Легче предупредить нарушения осанки, чем затем исправлять их!